В нашем мире шумит все – автомобили, железные дороги, бойлерные и холодильники. Постоянное воздействие шумов пагубно сказывается на организмах людей и природе. К наиболее сильным шумам относится авиационный. При сочетании его с различными бытовыми звуками он отрицательно сказывается на качестве жизни.
Современные аэропорты чаще располагаются вдали от крупных городов, однако авиационные маршруты проходят и над менее заселенными районами. Поэтому проблема авиационного шума становится актуальной. При проектировании строительства вблизи аэродромов, в радиусе не менее 30 км в обязательном порядке производятся замеры авиационного шума по определенной методике.
Необходимость обязательного замера устанавливается ГОСТом 22283-2014, который определяет допустимые уровни шума на территории жилой застройки. Замеры производятся перед началом инженерно-геодезических изысканий.
Как измеряется авиационный шум
Авиационный шум измеряется в децибелах специальными приборами шумомерами, анализаторами шума и комбинированными измерительными цифровыми системами. Исследования проводятся по 2 показателям – фоновому (постоянному) и максимальному единичному, такому как взлет самолета. Определены максимально допустимые нормы фонового и единичного шумов для дневного ночного времени:
- Дневное время с 7 до 23 часов – 75 и 55 дБ,
- Ночное – с 23 до 7 часов – 65 и 45 дБ.
Для получения сведений об авиационном шуме измерения проводятся 3 раза в день в периоды интенсивной работы аэропорта днем и ночью на высоте 10 м над уровнем земли. Обязательными условиями при замерах является:
- малая скорость ветра (до 1 м/сек),
- отсутствие осадков,
- температура воздуха от 2 до 35°C,
- влажность от 20 до 95%.
Причем приборы устанавливаются на открытой местности в пределах проектируемой застройки, удаление от отражающих звук конструкций должно быть не менее 2 м. Из полученных данных выводится средний показатель, по специальной формуле рассчитывается эквивалентный шум. Далее результаты заносятся в протокол.
Корректировка шума
В случае, если уровень авиационного шума превышает допустимые нормы и представляет угрозу здоровью людей и вред окружающей среде возможно проведение ограничительных мер для устранения негативного воздействия, таких как:
- установка отражающих звук или звукопоглощающих экранов,
- использование поглощающих звук отделочных материалов и окон,
- изменение графика авиарейсов.
Если перечисленные меры недостаточны для устранения проблемы строительство отменяют или переносят. Помимо этого, инженеры-конструкторы постоянно работают над усовершенствованием конструкций самолетов для снижения шумового эффекта.
При проектировании объекта вопрос о замере авиационного шума и возможных способах его устранения решается только с помощью квалифицированных специалистов, которые при помощи современного оборудования проведут замеры, обработают данные и вынесут экспертное решение.